$$

«Чтение художественной литературы»

в средней группе (по программе «Детство»)

Освоение задач литературного развития образовательной области «Развитие речи» по направлению «Чтение художественной литературы» осуществляется в совместных видах деятельности (развивающих, проблемно-речевых и творческо-игровых ситуациях на основе художественного текста, а также литературных развлечений и театрализованных игр), что нашло отражение в календарно-тематическом плане. С учётом средств организации предметно-развивающей среды с целью активизации самостоятельной литературной, художественно-речевой, театрализованной деятельности на основе знакомых фольклорных и литературных текстов. В центре литературно-речевого развития в распоряжении детей 7-9 книг (программные и внепрограммные произведения, например, природоведческого, познавательного характера), где дети знакомятся не только с произведениями литературы, а также с иллюстрациями известных художников.

 

I квартал

Сентябрь

  1. Из раздела: «Фольклор народов мира»

«Перчатки» в переводе С.Маршака

Задачи: Приобщать детей к фольклору. Стимулировать детей запомнить стихотворение; совершенствовать умение выразительно, эмоционально читать его. Активизировать речь глаголами. Развивать память. Воспитывать отзывчивость, чувство сострадания к ягненку.

 

Октябрь

  1. Из раздела: «Русские народные сказки»

«Гуси-лебеди»

Задачи: Познакомить детей со сказкой, иллюстрациями Е.М.Рачева к сказке «Гуси-лебеди». Развивать умение ориентироваться в пространстве; мышление, художественно-эстетический вкус. Воспитывать эмоциональное восприятие, чувство опасности, уходя далеко от дома.

  1. Из раздела: «Современная русская литература»

«Не мешайте мне трудиться» Е.Благинина

Задачи: Формировать умение отвечать на вопросы воспитателя. Развивать эмоциональную отзывчивость, память. Воспитывать желание принимать участие в труде, оказывать помощь, здоровьезберегающие навыки.

 

Ноябрь

  1. Из раздела: «Сказки народов мира»

«Два жадных медвежонка» венгерская сказка

Задачи: Помочь детям понять смысл произведения, его мораль, от души посмеяться над поведением героев. Воспитывать нравственные качества. Способствовать осознанному отношению к поступкам.

  1. Из раздела: «Русский фольклор»

«Тили бом!»

Задачи: Создавать условия для импровизации. Формировать у дошкольников интонационную выразительность речи, обогащать словарь. Совершенствовать выразительные средства рассказывания (мимика, жесты). Развивать память, художественно-эстетический вкус, чувства безопасности.

ИТОГ: Мини-конкурс: «на лучшего рассказчика» - закрепление жанров художественной литературы.

Работа с родителями: Устный опрос: «Как обращается с книгой Ваш ребёнок».

 

II квартал

Декабрь

  1. Из раздела: «Современная русская литература»

«Бармалей» К.Чуковский

Задачи: Закрепить знания детей о детском писателе К.И.Чуковским, его произведениями. Формировать умение отвечать на вопросы воспитателя. Развивать у детей эмоциональную отзывчивость на произведения книжной графики, обращать внимание детей на выразительные средства. Воспитывать интерес к литературе.

  1. Из раздела: «Современная русская литература»

«Муха-Цокотуха» К.Чуковский

Задачи: Порадовать детей, повторив известного им писателя, а также познакомить с его произведением «Муха-Цокотуха». Совершенствовать диалогическую речь, ее интонационную выразительность; вызывать желание участвовать в драматизации. Через произведение побуждать совершать добрые поступки, положительно влияющие на окружающих.

 

Январь

  1. Из раздела: «Русский фольклор»

«Уж ты зимушка – зима»

Задачи: Продолжать знакомить детей с русским фольклором. Формировать умение воспринимать настроение, отраженное в стихе и художником в пейзаже, и передавать его в своих высказываниях. Активизировать и расширять словарь. Развивать слуховое восприятие, память. Воспитывать здоровьесберегающие навыки.

  1. Из раздела: «Сказки народов мира»

«Колосок» украинская сказка

Задачи: Развивать умение понимать содержание сказки. Вызвать симпатию малышей к герою сказки; поупражнять детей в произнесении звукоподражаний, несложных фраз. Отрабатывать вопросительную, восклицательную интонацию, в разной тональности воспроизводить реплики.

 

Февраль

  1. Из раздела: «Современная русская литература»

«Усаты – полосатый» С.Маршак

Задачи: Познакомить детей с детским писателем С.Я.Маршаком и его литературой. Развивать у детей эмоциональную отзывчивость на произведения книжной графики; воспитывать интерес к книгам. Развивать слуховое восприятие, зрительное внимание.

2. Из раздела: «Современная русская литература»

«Сказка о глупом мышонке» С.Маршак

Задачи: Познакомить детей с новой сказкой С.Я.Маршака. Поупражнять детей в произнесении звукоподражаний, несложных фраз. Отрабатывать вопросительную, восклицательную интонацию, в разной тональности воспроизводить реплики. Развивать дикцию, темп речи.

ИТОГ: «Литературный калейдоскоп» - помочь детям вспомнить стихи и сказки; порадовать малышей, прочитав им любимые произведения.

Работа с родителями: Информация в родительском маяке: стихотворение А.Лесных «Мы читаем книги вместе».

 

III квартал

Март

1. Из раздела: «Русская классика»

« Ель растёт перед дворцом…» А.С.Пушкин

Задачи: Познакомить детей с великим русским поэтом; вызвать чувство радости от восприятия его произведения и желание услышать другие произведения А.С.Пушкина. Совершенствовать умения, дикционно чисто проговаривать текст, правильно интонируя, придавая голосу окраску.

2. Из раздела: «Русская классика»

«Свет наш солнышко!» А.С.Пушкин

Задачи: Уточнить и обогатить представления детей о сказках А.Пушкина. Совершенствовать диалогическую речь, ее интонационную выразительность. Повышать речевую активность на занятии. Вызывать желание чаще общаться с книгами, рассматривать иллюстрации. Формировать у детей умение употреблять различные формы словесной вежливости.

 

Апрель

1. Из раздела: «Фольклор народов мира»

«Кораблик» английский фольклор в обработке С.Маршака

Задачи: Повторить с детьми известные им произведения малых форм фольклора, познакомить с новым. Развивать слуховое и зрительное восприятие; развивать память. Активизировать и расширять словарь. Формировать интонационную выразительность речи, эмоциональную сферу, мышление.

2. Из раздела: «Русская классика»

«Спор зверей» К.Ушинский

Задачи: Познакомить детей с экологической сказкой К.Ушинского. Способствовать умению классифицировать животных. Развивать умственную операцию сравнения: находить общие признаки зверей; тактильное восприятие, моторику, память. Воспитывать интерес к сказкам о животных.

 

Май

1. Из раздела: «Сказки народов мира»

«Три брата» хакасская сказка

Задачи: Развивать культуру речевого общения через создание проблемной ситуации. Познакомить детей с хакасской народной сказкой. Обратить внимание детей на взаимоотношения персонажей. Пробуждатьв детях сострадания, возмущения, радость (в зависимости от эпизодов сюжета сказки). Воспитывать этику поведения со сверстниками.

ИТОГ: «Литературная викторина». Цель: Порадовать детей, помогая им вспомнить знакомые сказки. В ходе игры создавать условия для импровизации, формирования у дошкольников интонационной выразительности речи, обогащения словаря.

Работа с родителями: Памятка для родителей: «Как стать хорошим читателем»